Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.

Для админов форумов: программа Navigator Arxiv. Если вы готовы заказать - вам стоит зайти сюда.

АвторСообщение



Сообщение: 28
Зарегистрирован: 15.12.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.10 13:15. Заголовок: "Правда" Википедии


Вот что написано о Рошфоре в Википедии (статья о "Трёх мушкетёрах):
    Реальные исторические личности
    кардинал Ришельё
    Людовик XIII, король Франции
    Анна Австрийская, королева Франции
    герцог Бэкингем
    капитан де Тревиль
    месье де Ля Порт
    герцогиня де Шеврёз
    Джон Фельтон, убийца Бэкингема

    Вымышленные персонажи
    графиня Винтер
    граф Рошфор
    Констанция Бонасьё
    Планше
    Гримо
    Базен
    Мушкетон
    Кэтти
      С каких это пор Шарль Сезар де Рошфор стал вымышленным персронажем? Вот и верь после этого Википедии...

      Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить
      Ответов - 20 , стр: 1 2 All [только новые]







      Сообщение: 21
      Зарегистрирован: 16.12.09
      Откуда: Канада
      Репутация: 1
      ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.10 21:25. Заголовок: Леди Фортескью Дело ..


      Леди Фортескью Дело в том, что многие в России считают его вымышленным. Только я имела доступ через университет к его Мемуарам, и через английские ресурсы к Джулии Пардо и Бренану. Что называется, везение.

      Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить



      Сообщение: 29
      Зарегистрирован: 15.12.09
      Репутация: 0
      ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.10 22:33. Заголовок: Я вообще-то тоже зна..


      Я вообще-то тоже знала о реальном существовании Рошфора. Иначе этого форума не было бы совсем. Теперь в Википедии хоть ссылку на наш форум ставь)

      Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить





      Сообщение: 24
      Зарегистрирован: 16.12.09
      Откуда: Канада
      Репутация: 1
      ссылка на сообщение  Отправлено: 06.01.10 22:43. Заголовок: Леди Фортескью А что..


      Леди Фортескью А что? Если зарегистрироваться, там есть функция правки статей. Мне просто не пришлось пока.

      Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить



      Сообщение: 30
      Зарегистрирован: 15.12.09
      Репутация: 0
      ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.10 13:38. Заголовок: Арамисоманка, можно ..


      Арамисоманка, можно рискнуть!

      Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить
      Сестра Миледи




      Сообщение: 8
      Настроение: Гуляю сама по себе.
      Зарегистрирован: 07.10.10
      Откуда: Россия, Ижевск
      Репутация: 0
      ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.10 15:04. Заголовок: Ни фига себе! Можно ..


      Ни фига себе! Можно подумать Вику дилетанты пишут!

      Мама, зачем я сделала этот запрос? Все что угодно по теме "Рошфор" - город, порт, дом, гостиница, от публицистов до коней... Убиться можно. Может, это у нас только сонание в определенную сторону направлено, а у российского Интернета на уме только гостиницы и лошади...

      Кстати, на страницах первая же информация, которая попадается о нашем Рошфоре - со ссылкам на этот форум. Шикарнейше...

      Женщина должна быть как хороший фильм ужасов : чем больше места остается воображению, тем лучше Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить



      Сообщение: 80
      Зарегистрирован: 15.12.09
      Репутация: 2
      ссылка на сообщение  Отправлено: 11.10.10 18:09. Заголовок: Роксолана пишет: Кс..


      Роксолана пишет:

       цитата:
      Кстати, на страницах первая же информация, которая попадается о нашем Рошфоре - со ссылкам на этот форум. Шикарнейше...

      Так ведь для этого и создавался форум. Нашей целью было собрать редкие, содержательные и достоверные сведения на этом форуме. Иначе просто не было бы смысла в его существовании. Приходить сюда только для того, чтобы поговорить об отсутствии какой-либо информации по теме, просто бессмысленно.

      Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить





      Сообщение: 82
      Зарегистрирован: 16.12.09
      Откуда: Канада
      Репутация: 2
      ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.10 07:30. Заголовок: Леди Фортескью Согла..


      Леди Фортескью Согласна. Будем просвещать народ.


      Спасибо: 1 
      ПрофильЦитата Ответить





      Сообщение: 17
      Зарегистрирован: 01.11.11
      Репутация: 0
      ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.12 12:12. Заголовок: Похоже, Википедия ре..


      Похоже, Википедия решила исправиться, и Рошфора причислили к историческим лицам!
      Большое спасибо автору статьи!

      Шарль-Сезар, граф де Рошфор

      Шарль-Сеза́р де Рошфо́р (фр. Charles-César, le comte de Rochefort; 1615, Орлеане — 1687, Париж[Прим. 1]) — французский авантюрист на службе кардинала Ришелье, главной заслугой которого является многолетняя и преданная служба Его Высокопреосвященству в качестве доверенного лица и посланника по особым поручениям, впоследствии описанная в вышедших анонимно мемуарах, написанных известным французским писателем бульварной литературы Гасьеном де Куртилем. В более поздней авторской переработке Александра Дюма, которая и обессмертила имя графа, де Рошфор предстал как зловещий человек в плаще, «незнакомец из Менга», первый враг д’Артаньяна. Скудность достоверной биографической информации о жизни графа, и наоборот, обилие художественной, привели к тому, что даже в работах признанных учёных-историков о периоде французского абсолютизма порой отсутствуют уточнения, о каком именно графе де Рошфоре идёт речь, о реальной исторической персоналии, сподвижнике Ришелье[Прим. 2], либо же о его литературном образе, созданном усилиями де Куртиля и Дюма-отца. Французский историк и литературовед, профессор Университета Сен-Дени, д-р Жан Ломбард не сомневается в том, что граф де Рошфор — фигура историческая, но у де Куртиля, по его словам, с подлинными историческими не совпадают даже даты жизни благородного графа[1]. Профессор М. Г. Соколянский отмечает, что как среди историков, так и среди литературоведов нет единого мнения насчёт документальности, или, если точнее — невыдуманности событий, о которых повествуется в «Мемуарах графа Рошфора» — некоторые склонны называть их романом, другие — возражают против такой дефиниции, настаивая на реальности описываемых событий[2]. Писатель и историк Фредерик Марриет на страницах академического британского издания «Атенеум» называет персону де Рошфора исторической и заслуживающей уважения[3]. Советский исследователь тайной дипломатии, д. и. н. Е. Б. Черняк называет де Рошфора одним из лучших разведчиков отца Жозефа[4]. Вторым, после отца Жозефа, в окружении кардинала Ришелье, называет де Рошфора британский биографист Ллойд Чарльз Сандерс[5].

      Биографическая справка
      В отличие от других героев романа «Три мушкетёра», в первую очередь, визави Рошфора — мсье де Тревиля, который, будучи публичной особой, был завсегдатаем при дворе, и о жизни которого у французских историков и архивариусов сохранилось множество архивных документов и имеются довольно подробные и непротиворечивые сведения, о жизни Шарля-Сезара де Рошфора, как и о многих других доверенных лицах кардинала Ришелье, известно очень немного. Не считая составленного де Куртилем жизнеописания[Прим. 3], документальность которого у многих вызывает сомнения, — хотя эти псевдо-мемуары, как отмечает почётный профессор Новосорбоннского университета Рене Демори, полны поисков себя[6], — достоверные сведения о графе де Рошфоре черпались, главным образом, из мемуаров его руководителя — кардинала Ришелье и некоторых других влиятельных особ начала и середины XVII века, и, как ни странно, из судебных протоколов и следственных архивов того времени. Так, более или менее достоверно можно говорить лишь о том, что Шарль-Сезар ещё в юные годы был приставлен к Ришелье в услужение и был ему верным слугой до самой смерти кардинала в 1642 году[7]. Никем из историков не оспаривается и та безоглядная преданность, с которой граф выполнял поручения своего господина, а также щедрость, с которой Ришелье покрывал текущие расходы своего первого рыцаря. Одно можно утверждать с уверенностью — это то, что в отличие от королевских мушкетёров, которые испытывали постоянную нужду и часто сидели без гроша в кармане, кардинал не давал своему самому верному помощнику повода даже на мгновение почувствовать себя обделённым какими-либо материальными благами, что, в свою очередь, находит почти буквальное отражение у Дюма, при этом все упоминания кардинала Ришелье в «Мемуарах графа Рошфора» исполнены почти что сыновней любовью, — обращает внимание доцент кафедры французских исследований при Университете Северной Каролины Эллен Уэлш[8]. Упомянутый выше исследователь тайной дипломатии, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории АН СССР, доктор исторических наук Ефим Борисович Черняк уверен, что Рошфор сыграл выдающуюся роль в раскрытии заговора против Ришелье. Во главе заговорщиков тогда стоял брат короля Гастон Орлеанский. В заговоре участвовали даже монаршие особы: королева Анна Австрийская, побочные братья короля принцы Вандом, маршал Орнано и граф Шале. Заговорщики хотели похитить Людовика XIII и Ришелье, а в случае неудачи — поднять вооруженное восстание, которому была обещана полная поддержка в Вене и Мадриде. «Мемуары» за авторством де Куртиля, по словам Черняка, полны выдумок — Рошфор был пажом в доме Ришелье. Его сначала долго испытывали, а после того, как он успешно доставил шифрованную депешу в Англию, он стал одним из наиболее доверенных агентов кардинала, ему стали поручать важные дела[4].



      Граф Рошфор (верхом) получает последние указания от кардинала Ришелье перед своим отъездом в Париж через Сюржер.

      О жизни де Рошфора до поступления на кардинальскую службу известно почти исключительно из книги де Куртиля, так как никто не смел расспрашивать ближайшего подручного всемогущего Ришелье о подробностях его детства и юности. Мать Шарля-Сезара умерла во время преждевременных родов, и своей второй мачехой он был отправлен из отчего дома в Орлеане в её родовое имение Сен-Пуант, на границе Бургундии. Виконт де Рошфор, де Сен-Пуант на протяжении семи лет рос в бургундских лесах без какой-либо родительской опеки. Там, всеми забытого, его нашёл его крёстный, Министр юстиции Мишель де Марийяк, который и привёз его к родителям, у которых за это время появилось ещё семеро детей, укорив тех, что не подобает отпрыску дворянского рода жить в лесном захолустье, — десять лет спустя, зная об этих родственных связях де Рошфора, Ришелье, посадив под арест благодетельного крёстного, который посмел стать к нему в оппозицию, для пущего испытания преданности своего подчинённого, поручит ему участие в аресте брата его крёстного отца, известного военного деятеля, маршала Луи де Марийяка. Но тогда, в отчем доме к юному виконту не проявляли решительно никакого внимания, и держали на положении прислуги. В девятилетнем возрасте он пустился скитаться по миру вместе с проходившим мимо цыганским табором, с которым он странствовал около пяти лет, исколесил всю Францию и побывал в Испании, Италии, Германии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, что впоследствии очень пригодилось ему при рабочих поездках уже в качестве кардинальского порученца. Наконец, проезжая Лотарингию, их табор был задержан властями, и многих повесили безо всякого суда[Прим. 4]. Четырнадцатилетнему виконту, вместе с немногими уцелевшими, удалось скрыться через Дижон, и после долгой, полной опасностей дороги осесть в Пиренеях, в районе Фуа, у испанской границы. Именно здесь, у юного виконта появилась мысль податься на государственную службу, ведь до этого момента у него вообще не было никаких определённых целей в жизни, что вкупе с бездомным образом жизни — недостойным дворянина, и риском быть повешенным, подталкивало его к осознанному выбору своей дальнейшей судьбы. В 1628 г. он записывается добровольцем на войну с Испанией и попадает в роту господина де Сен-Аннэ. Там он и служил, выполняя обязанности наблюдателя за передвижениями в испанском тылу. В ходе своих будничных наблюдений за сальским гарнизоном, он обратил внимание, что начальник гарнизона каждый вечер отправляется с небольшой охраной к дому своей любовницы. Быстро составив для себя план действий, уже на рассвете следующего дня, вооружённый пистолетами, де Рошфор ворвался в тот дом, где захватил губернатора Сальс-ле-Шато и его стражу, и всех их вместе взятых он быстро переправил в расположение французских войск, и пока в гарнизоне успели сообразить, что произошло, де Рошфор и его пленники были уже далеко от испанских позиций. Эта дерзкая, и, в то же время, хорошо спланированная акция восхитила его командира, который, учтя дворянское происхождение де Рошфора[Прим. 5], предоставил парню под команду подразделение в Пикардском полку и пожаловал ему первичное офицерское звание. Кроме того, в своём боевом донесении главнокомандующему — кардиналу Ришелье, де Сен-Аннэ не преминул упомянуть о своём пятнадцатилетнем подчинённом, который без какой-либо помощи умело переиграл прожжённого испанского вояку и всё его воинство. Ришелье, ещё под впечатлением от капитуляции Ла-Рошели, приказал де Сен-Аннэ незамедлительно отправить юношу в его ставку в Париже и приложил сотню пистолей на дорожные расходы, для того, чтобы ускорить их встречу. При этой первой встрече, Ришелье не поверил, что этому юнцу доверили подразделение в Пикардском полку, и не благоволил поступлению того в гвардию. Вместо камзола кардинальского гвардейца, де Рошфору досталась ливрея кардинальского пажа, что впоследствии оказалось ещё более удачным назначением, так как позволило несовершеннолетнему графу попасть в ближайшее окружение кардинала и всегда быть у того на виду, минуя все ступени служебной лестницы, которые ему пришлось бы пройти в чине гвардейца. Первой его должностью при кардинале стала должность привратника Его Высокопреосвященства, уже тогда он повсюду сопровождал своего могущественного покровителя[7].
      Признанный британский исследователь творчества де Куртиля и Дюма, историк и литературовед Джеральд Бренан, для понимания того ореола таинственности, который сложился вокруг графа, предлагает учитывать абсолютно разные позиции кардиналистов и роялистов, скрытность первых и светские рауты последних, развитую агентурную сеть кардинала и беспомощность короля и королевы в вопросах подобного рода. И если смотреть на происходившие во Франции события с разных сторон баррикад, то обо всех настроениях и мыслях, высказанных вслух в приёмной у господина де Тревиля, незамедлительно докладывалось кардиналу, а вот о чём беседовали в приёмных покоях кардинала, и чем занимался де Рошфор во время его постоянных командировок — оставалось загадкой для всех, кроме его Высокопреосвященства. Однако то, что происходило во властных кругах после смерти Ришелье, и судьба самого де Рошфора в эти годы остаётся предметом полемики. У Дюма, он по вполне понятным причинам впал в немилость королевы Анны Австрийской и по наспех сфабрикованному обвинению в грабеже был заключён в Бастилию, где провёл целых пять лет, и сбежал, возвращаясь в Бастилию с приёма у нового кардинала Мазарини, который, как выяснилось за их беседой, не нуждался в услугах графа, и тот подался к фрондёрам. Если верить Дж. Бренану, то с приходом к власти в стране итальянца Мазарини, место де Рошфора также занял не-француз, некто Беллинцани, которому достались банковские счета де Рошфора, открытые Ришелье для своего верного слуги в банке Лиона, причём достались они ему в духе его предшественника — по поддельной долговой расписке, так что новый «первый рыцарь» кардинала немногим отличался от старого, разве что был гораздо более беспринципным — если у де Рошфора, несмотря на всю его шпионскую деятельность, были явно заметны черты дворянина и представления о чести, соответствующие духу времени, то пришедшая смена была не отягощена какими-либо этико-моральными предрассудками и действовала в лучших традициях макиавеллизма[7].

      Соотношение художественного образа Дюма с исходником де Куртиля

      Гасьен де Куртиль де Сандра написал «Мемуары графа Рошфора» (фр. Mémoires de M. le C. de R.[Прим. 6]) в 1678 году, за двадцать два года до «Мемуаров д’Артаньяна» и почти за полтора столетия до «Трёх мушкетёров». В переработке Дюма, дворянин Роне́ (фр. Ro∫nay) из «Мемуаров д’Артаньяна» (1700) был заменён им на графа Рошфора. Соответственно, перенеслось и место их первой встречи — сравнительно близко, всего на пять лье северо-восточнее, из Сен-Дие — в Менг[9]. У Дюма, годы жизни Рошфора меняются кардинальнейшим образом: Он предстаёт как ровесник кардинала Ришелье и д’Артаньяну годится, как минимум, в отцы[Прим. 7]. В романе граф Рошфор описывается как дворянин лет сорока, высокого роста и важного вида, с чёрными проницательными глазами, бледным лицом со шрамом у виска, с крупным носом и чёрными, весьма тщательно подстриженными усами. При первой их встрече, д’Артаньян застаёт его в фиолетовом камзоле и штанах со шнурами того же цвета, безо всякой отделки, кроме обычных прорезей, сквозь которые виднелась сорочка. И штаны и камзол незнакомца, хотя и новые, были сильно измяты, как дорожные вещи, указывая на то, что человек, которого он встретил, буквально жил в седле. Дюма, даже несмотря на то, что сердцем он был с мушкетёрами, чтил вклад кардинала Ришелье в становление Франции как великой европейской державы, потому ни сам кардинал, ни его первый рыцарь не преподносятся как какие-то злодеи и, что очень сильно отличает роман от практически всех последующих экранизаций, — повсюду в романе Дюма делает сноски и авторские комментарии, в которых выражает своё почтение кардиналу и преклоняется перед его политикой, не позволившей междоусобицам поглотить державу. Рошфор намеренно показан им не как смертельный враг д’Артаньяна, каковым является например Бриан де Буагильбер для Уилфреда Айвенго, хотя сам д’Артаньян постоянно твердит о том, что тот послан ему на погибель, а как таинственный незнакомец, рукою всемогущей судьбы поставленный по другую сторону баррикад. У Дюма, с самого начала романа «Три мушкетёра» граф де Рошфор предстаёт просто как безымянный незнакомец, непременно закутанный в плащ и от этого ещё более устрашающий, который то и дело на полном скаку проносится мимо д’Артаньяна и его боевых товарищей, заклятым, но честным врагом, которым он является вплоть до самых последних строк романа. Официальной должностью Рошфора при кардинале Ришелье является должность ко́нюшего, хотя собственно прямыми должностными обязанностями (содержанием конного состава кардинала) он занимается меньше всего, занимаясь выполнением секретных поручений Его Высокопреосвященства. Кардинал поручает Рошфору не те задания, где в первую очередь требуется тонкая интрига и введение в обман — то есть такие задания, специалисткой по которым выступает изменчивая и непредсказуемая миледи Винтер, Ришелье поручает Рошфору только то, что требует безоглядной преданности и готовности стремглав выполнить любое поручение.



      «Смеётся над конем тот, кто не осмелится смеяться над его хозяином!», — разгорячённый д’Артаньян требует сатисфакции.

      Не считая короткой стычки в Менге, когда юному д’Артаньяну хорошенько перепало, после получения д’Артаньяном чина лейтенанта королевских мушкетёров, три раза у них происходили дуэли, и все три раза Рошфор был ранен своим более молодым противником. Впрочем, все три раза ранения были несмертельными, и все три раза они были нанесены д’Артаньяном в плечо, что подтверждало: храбрый молодой человек не ставил перед собой целью убить досаждавшего ему противника, а лишь временно вывести из строя. Вторая и третья дуэль происходили уже после того, как Рошфор и д’Артаньян стали настоящими друзьями, хотя ради соблюдения всех условностей продолжали изображать из себя врагов, ведь к тому времени Планше получил при содействии Рошфора гвардейский мундир и был произведён в сержанты Пьемонтского полка, где прослужил три года, перед тем как сделаться респектабельным парижским буржуа, и опять же не без участия Рошфора Планше получил звание лейтенанта из рук фронды — редкая честь для слуги вчерашнего врага. Да и сам д’Артаньян, с самой их первой встречи состоял под некоей невидимой протекцией честного графа — ведь замолви Рошфор о нём всего одно словечко ранее истории с подвесками, и молодому человеку светил не мушкетёрский плащ, а роба узника Бастилии. Но обо всём об этом граф счёл нужным рассказать лишь после их третьей дуэли в 1642 году. Во время осады Ла-Рошели никто и помыслить не мог, что заклятые враги превратятся в лучших друзей, и сказанные д’Артаньяном слова о том, что четвёртая их дуэль станет, вероятно, последней, невольно для самого д’Артаньяна оказались пророческими «Двадцать лет спустя» — возвращаясь с молодым монархом в Париж после перемирия с лидерами фронды, королевский кортеж буквально въехал на скаку в толпу разъярённого люда под предводительством некоего опального дворянина, недовольного условиями заключённого мирного договора и теперь, с оружием в руках, стоящего на пути королевской кареты. Граф примкнул к фронде, как он сам признался, не из политических убеждений, а скорее из желания оставаться на свободе. Но у д’Артаньяна, выполнявшего обязанности начальника королевской стражи, не было времени разбираться, кто́ препятствует проезду короля в Луврский дворец, поэтому он безо всяких раздумий выхватил свою шпагу, которую тут же вонзил в грудь человека, который показался ему вожаком восставших. Этим вожаком оказался граф Рошфор. Д’Артаньян поспешно одёрнул шпагу обратно, но было уже слишком поздно — гасконец успел лишь попросить прощения у своего старого врага, ставшего в какой-то момент его лучшим и единственным другом, и вместе с последним их рукопожатием, граф отошёл в мир иной.

      В театральных постановках и экранизациях

      Роль преданнейшего из преданных, âme damnée кардинала, в весьма увлекательном повествовании Александра Дюма, оживили литературный персонаж, и Рошфор, сойдя со страниц романа, как историческая личность, появляется в историко-документальных фильмах и телепередачах, повествующих о Франции времён Ришелье и о роли кардинала во французской истории. Это, тем не менее, не касается фильмов художественных. В западных художественных фильмах, экранизациях «Трёх мушкетёров», роль Рошфора практически всегда означает архизлодея. Почти все голливудские экранизации романа о трёх мушкетёрах для укрепления образа злодея изображают Рошфора в чёрном камзоле, а вместо лёгкого шрама на виске — повязка на левый глаз, как у флибустьера. В некоторых из них его образ демонизируется настолько, что затмевает собой и миледи и самого Ришелье, делая графа повинным чуть ли не во всех бедах Франции. Так, например, в фильме «Мушкетёр», герой Тима Рота начинает своё знакомство с д’Артаньяном не на улочках Менга, а в родовом имении д’Артаньянов в Тарбе, предварительно убив его родителей, а могущественный кардинал Ришелье, в свою очередь, представлен как безвольный исполнитель воли своего первого помощника, миледи Винтер отсутствует как таковая. В отступление от романа, в театральных постановках и экранизациях, вместо дружеского примирения под всевидящим отчим оком кардинала, под занавес спектакля, либо перед финальными титрами, если речь идёт о фильме, происходит дуэль д’Артаньяна и Рошфора. Ничего не поделаешь, — заключает известный постановщик батальных сцен и дуэлей Уильям Гоббс[Прим. 8], — и двум противникам не дано сделаться союзниками, подобно тому, как не дано стать друзьями Робин Гуду и Гаю Гисбурну, Макбету и Макдуфу, развязка требует поединка — таковы законы жанра[10]. Герой не может быть аморальным — это открыл ещё Гомер, а в наше время убедительно подтвердил кинематограф. Крупный план убеждает в правоте. Д’Артаньян ничуть не лучше Рошфора, но Рошфора не разглядеть на заднем плане, а д’Артаньян занимает весь экран. Тут, в принципе, нельзя ни завысить героя, ни занизить злодея, — такой вывод делает Пётр Вайль[11], и этот вывод подтверждается опытом съёмок советского телефильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», ведь сначала Михаилу Боярскому, которого потом весь Советский Союз ассоциировал не иначе как с д’Артаньяном[12], предложили роль одного из главных злодеев — Рошфора[13]. В итоге роль графа Рошфора досталась Борису Клюеву, который справился с ней как никто другой, и так же прочно стал ассоциироваться в народном сознании с Рошфором, как Боярский с д’Артаньяном[12].

      Примечания
      1. ↑ Из-за чрезвычайной скудности достоверных письменных источников, содержащих отрывочные сведения о графе де Рошфоре, среди историков нет единства даже относительно дат его рождения и смерти. Так, по другим данным это 1605 — †1690 гг., на что указывает Е. Б. Черняк в «Пяти столетиях тайной войны», так как ему, по вполне понятным причинам, представляется сомнительным, что Шарль-Сезар мог участвовать в раскрытии заговора Шале (1626) в одиннадцатилетнем возрасте.
      2. ↑ Исторического прототипа литературного Рошфора часто путают с другими историческими фигурами, в частности с Анри-Луи д’Алиньи, маркизом де Рошфором (1636 – †1676), военным и государственным деятелем XVII века, маршалом Франции.
      3. ↑ В данной связи, небезынтересно будет упомянуть и то, что де Куртиль намекал на своё родство с графом де Рошфором.
      4. ↑ В те годы в Европе шли ожесточённые религиозные войны и цыгане были одинаково врагами как протестантам, так и католикам.
      5. ↑ Поверив на слово, так как, по понятным причинам, юноша не мог предоставить никаких документальных свидетельств своего благородного происхождения.
      6. ↑ Аббр. от Memoirs of Monsieur Le Comte de Rochefort, выбранная де Куртилем для пущей анонимности вышедшей книги.
      7. ↑ Годы жизни Рошфора в романах Дюма: ок. 1585 — †18 августа 1649 г.
      8. ↑ К слову сказать, Гоббс, будучи большим мастером в постановке фехтовальных поединков, сам приложил к этому руку и в «Четырёх мушкетёрах» (1974), д’Артаньян (Майкл Йорк) пронзает Рошфора (Кристофер Ли), в ходе дуэли на рапирах и кинжалах в капелле армантьерского монастыря.
      9. ↑ См. Граф Рошфор (англ.) на сайте Internet Movie Database.

      Источники
      1. ↑ Lombard, Jean. Courtilz de Sandras: et la crise du roman à la fin du grand siècle (фр.) — P.: Presses universitaires de France, 1980. — С. 374. — 545 с.
      2. ↑ Sokolyansky, Mark G. The Diary and its Role in the Genesis of the English Novel (англ.) // Zeitschrift für Anglistik und Amerikanistik. — Leipzig: VEB Verlag Enzyklopädie, 1980. — Т. 28. — № 4. — С. 341. — ISSN 0044-2305.
      3. ↑ Marryat, Frederick. (April to October 1832). «Popular Historical Errors. Iron Mask (англ.)» (HTML). The Athenæum III (CCCXCVI): 359-364.
      4. ↑ 1 2 Черняк Е. Б. Кардинал и «серый кардинал» // Пять столетий тайной войны: Из истории разведки — М.: Наука, 1966. — С. 149. — 582 с.
      5. ↑ Sanders, Lloyd. (1920). «D'Artagnan and Milady (англ.)». The Living Age 306 (3976): 718-722.
      6. ↑ Démoris, René. Le temps du vertige // Le Roman à la première personne : du classicisme aux lumières (фр.) — Geneva, Switzerland: Librairie Droz S. A., 2002. — P. 197-206. — 506 p. — (Titre courant). — ISBN 2-600-00525-0.
      7. ↑ 1 2 3 Brenan, Gerald. (November, 1900 / April, 1901). «The Cardinal's Agent (англ.)» (HTML). Macmillan's magazine LXXXIII: 306-427.
      8. ↑ Welch, Ellen R. Secret Agents, Foreign Courts: International Voyeurism in Memoir Fictions // A Taste For The Foreign: Worldly Knowledge and Literary Pleasure in Early Modern French Fiction (англ.) — Lanham, Maryland: University of Delaware Press, 2011. — P. 85-101. — 225 p. — ISBN 978-1-61149-062-6.
      9. ↑ Hall, Geoffrey Fowler ; Sanders, Joan. The Lure of Paris // D’Artagnan, The Ultimate Musketeer: A Biography (англ.) — Boston: Houghton Mifflin, 1964. — P. 31. — 166 p.
      10. ↑ Hobbs, William. Analysis and Construction // Stage Combat: "The Action to the Word" (англ.) — L.: Barrie & Jenkins, 1980. — P. 17. — 96 p. — ISBN 0-2142-0574-6.
      11. ↑ Вайль П. Л. Французская кухня (Руан — Флобер, Париж — Дюма) // Союз писателей СССР Иностранная литература. — М.: Изд-во «Известия», 1996. — № 7. — С. 225. — ISSN 0130-6545.
      12. ↑ 1 2 Кожевников А. Ю. Большой синонимический словарь русского языка. Речевые эквиваленты: практический справочник. В 2-х томах — СПб.: ИД «Нева», 2003. — Т. 2. — С. 462,472. — 915 с. — ISBN 5-7654-3156-9.
      13. ↑ Раззаков Ф. И. 1978, Май // Жизнь замечательных времен, 1975-1979: время, события, люди — М.: ЭКСМО, 2004. — С. 618. — 990 с. — ISBN 5-6990-5395-6.

      Литература
      • Mémoires de M. le comte de Rochefort: contenant ce qui s’est passé de plus particulier sous le ministère du cardinal de Richelieu, et du cardinal Mazarin. Avec plusieurs particularitez remarquables du regne de Louis le Grand (фр.) — Troisieme edition. — A La Haye: Chez Henry van Bulderen, M. DCC. LXXXIX. — 456 p.
      • The Memoirs of the Count de Rochefort: Containing an Account of what pa∫t mo∫t memorable, under the Mini∫try of Cardinal Richelieu, and Cardinal Mazarin, with many particular pa∫∫ages of the Reign of Lewis the Great (англ.) — Made Engli∫h from the French.. — London: F. L., 1696. — 412 p.
      • Un agent secret de Richelieu: Les Aventures du Comte (Charles-César) de Rochefort, recontées p. lui-même (фр.) — Paris: Montgredien & C., 1897. — 345 p.

      Не существует пути к счастью: счастье - это и есть путь... Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить
      постоянный участник


      Сообщение: 119
      Зарегистрирован: 18.12.09
      Репутация: 2
      ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.12 23:28. Заголовок: Боже ,какая прекрасн..


      Боже ,какая прекраснейшая статья!!!
      Действительно, браво автору ! А кстати, кто это? на Нечаева непохоже, тот в историчность Рошфора не верит. И какие солидные материалы собраны. Видно. что автор всерьёз долго изучал всё что связано с Рошфором. Вон много ссылок на английские источники. Работа уровня как минимум дипломной на гуманитарном факультете университета.
      И какая же вы молодчина, Графиня де Рошфор, что отыскали такое чудо и обагатили им наш форум. При прочтении получила даже большее удовольствие, чем от Бренана

      Спасибо: 1 
      ПрофильЦитата Ответить





      Сообщение: 18
      Зарегистрирован: 01.11.11
      Репутация: 0
      ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.12 10:50. Заголовок: Бретонка Ивон Спаси..


      Бретонка Ивон
      Спасибо! Я и сама была приятно поражена, когда нашла её – причём нашла совершенно случайно. Читала в Википедии про заговор Шале – и вдруг – в поиске выпала эта статья. Кто автор – не знаю, но спасибо ему огромное! Одно могу сказать – статья явно новая, потому что ещё совсем недавно не было ничего, кроме крошечных статей про Рошфора как персонажа романа, а эта статья уже идёт в категории исторических лиц. И действительно, видно, что человек не просто увлекается этой темой, а серьёзно изучал её, искал исторически достоверные сведения – и вот, пожалуйста! Особенно порадовало, что он привёл список вполне заслуживающих доверия учёных, которые убеждены в историчности «Мемуаров» и в реальности существования Рошфора.



      Не существует пути к счастью: счастье - это и есть путь... Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить
      постоянный участник


      Сообщение: 120
      Зарегистрирован: 18.12.09
      Репутация: 2
      ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.12 00:21. Заголовок: все упоминания карди..



       цитата:
      все упоминания кардинала Ришелье в «Мемуарах графа Рошфора» исполнены почти что сыновней любовью,


      Трогательно. Очень.
      Кстати, кажется автор статьи на наш форум не заходил. Иначе был бы упомянут тот отрывок из Джулии Парадо. где перевоплощение Рошфора в нищего описывает в своих мемуарах один из людей кардинала. Вообще появилось несколько вопросов по статье.
      1. Пятнадцатилетний паренёк захватывает в одиночку группу вражеских военных и препроводит их к своим. Ну что то не очень верится. Вот если бы Рошфор этого пылкого испанского офицера с охраной выследил, а захватывал уже с групой поддержки - верю. Если бы испанский комендант был один - ну ладно. верю, выбрал момент, напугал пистолетом, хотя и в стиле "Красных дьяволят" история, но бывает. Но чтоб один подросток и группа военных ...
      2. Откуда иллюстрация где Рошфор на коне? Из какого произведения. И точно ли всадник именно Рошфор?
      3. Откуда информация, что дАртаньян специально колол Рошфора в предплечье, что бы не убить? В романах Дюма об этом речи не шло, так что это уже отсебятина. И версия, что Рошфор с дАртаньяном уже были близкими друзьями, но ходили на дуэли для того что бы в обществе говорили, что они враги тоже какаято странная. Такое возмолжно лишь в том случае, если дАртаньян становится тайным агентом Ришелье, внедрённым в полк мушкетёров Тревиля.
      Но это не умалюет значения статьи как признания историчности Рошфора.

      Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить





      Сообщение: 19
      Зарегистрирован: 01.11.11
      Репутация: 0
      ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.12 22:27. Заголовок: http://shot.photo.qi..








      Не существует пути к счастью: счастье - это и есть путь... Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить





      Сообщение: 23
      Зарегистрирован: 01.11.11
      Репутация: 0
      ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.12 23:28. Заголовок: Бретонка Ивон Да, ..


      Бретонка Ивон

      Да, насчёт правдоподобности такого лихого захвата - не могу не согласиться. Выглядит, конечно, довольно сомнительно. Но, возможно, Рошфор был гораздо более страшен и грозен, чем мы можем себе представить

      Иллюстрации эти - из издания "Трёх мушкетёров" XIX века. Я нашла по ссылке из Википедии один французский сайт - там есть все эти иллюстрации и ещё многие другие: со всеми основными персонажами и ключевыми сценами. С Рошфором есть ещё две: первая - в полный рост (она была и в Википедии, но в прошлый раз не загрузилась), а вторая - Рошфор с Миледи ("Две разновидности демонов"). Вообще, иллюстрации очень приятные, мне все понравились. К сожалению, в наше время трудно найти хорошие и соответствующие содержанию.

      А насчёт дуэли - я тоже считаю, что это уже домыслы автора статьи. Рошфор не уточнял, где именно на его теле "оставила следы их клятва в дружбе". Нет, конечно, это, в принципе, логичный вывод: если Д'Артаньян не хотел его убивать, то ранение в плечо - лучший "выход из дуэли". Но, всё же, не стоило делать так уверенно голословные утверждения. И друзьями они явно стали только после третьей дуэли, о чём ясно говорится и в романе. Да и утверждение о том, что они лишь изображали вражду, выглядит весьма странным. Зачем? Ведь Ришелье сам приказал им помириться.

      Не существует пути к счастью: счастье - это и есть путь... Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить
      постоянный участник


      Сообщение: 121
      Зарегистрирован: 18.12.09
      Репутация: 2
      ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.12 00:00. Заголовок: Очень красивые иллюс..


      Очень красивые иллюстрации, особенно та, где портрет Рошфора в полный рост. Эту иллюстрацию утащу к себе в Избранное. А вот в иллюстрации с миледи он какой-то насупленый.


       цитата:
      Но, возможно, Рошфор был гораздо более страшен и грозен, чем мы можем себе представить


      Если он был так страшен в пятнадцать лет, то что за ниндзя из него к 25 годам вырос! И нам пытаются рассказать, что какой-то там мушкетёр смог такого супергероя три раза на дуэли ранить?! Да ещё и из жалости в предплечье целится? Не верю.

      Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить





      Сообщение: 24
      Зарегистрирован: 01.11.11
      Репутация: 0
      ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.12 00:11. Заголовок: Бретонка Ивон пишет:..


      Бретонка Ивон пишет:

       цитата:
      А вот в иллюстрации с миледи он какой-то насупленый.



      Должно быть, именно в этот момент она ему сообщила, что реквизирует его карету в государственных целях)))

      Бретонка Ивон пишет:

       цитата:
      Если он был так страшен в пятнадцать лет, то что за ниндзя из него к 25 годам вырос! И нам пытаются рассказать, что какой-то там мушкетёр смог такого супергероя три раза на дуэли ранить?! Да ещё и из жалости в предплечье целится? Не верю.



      Хм, ну, если пофантазировать, то, может быть, он напал на них в полной темноте, и они с перепугу решили, что там не один "мальчонка", а целый отряд. А потом, пока он их "отгонял" во французскую ставку, он им велел не оборачиваться - а не то - ай-ай-ай!
      Нет, конечно, всё это странно и смешно. Ну, а Д'Артаньянчика он же жалел - вот и не укокошил его, даже позволил себя ранить.
      А вообще, если уж рассуждать на эту тему, то, как мне кажется, вообще сомнительно, чтобы Д'Артаньян так уж прямо каждый раз его ранил. Выходит, Рошфор фехтовал настолько хуже? Но это вряд ли - ведь сколько было желающих его убить, во скольких дуэлях ему приходилось участвовать! Да и через двадцать лет он всё ещё усиленно рвался в бой. Неужто настолько силён был гасконский напор, что мог регулярно побеждать опыт закалённого в далеко не всегда честных боях Рошфора? Нет, я, конечно, понимаю, что по законам жанра так оно и должно быть, но всё же... обидно... (Я уже молчу про кинематографические дуэли, заканчивающиеся исключительно смертоубийством)

      Не существует пути к счастью: счастье - это и есть путь... Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить
      постоянный участник


      Сообщение: 123
      Зарегистрирован: 18.12.09
      Репутация: 2
      ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.12 00:56. Заголовок: Должно быть, именно ..


      Должно быть, именно в этот момент она ему сообщила, что реквизирует его карету в государственных целях)))[quote]`
      Не только карету, но и все деньги: "Выкладывайте всё, что у вас в карманах". 500 пистолей по тем временам были большими деньгами. Хорошо, что деньги не свои, а кардинальские .
      А что до фехтования... Тут мог быть такой нюанс. В дворянских семьях фехтовать учили с раннего детства. Нанимали специальных преподавателей или мальчика учил отец. И этой науке предовалось большее значение. чем латыи, истории, математике и т. д. Но Рошфор -то этого дворянского образования не получал. Родной отец им пренебрегал, у цыган можно было научится многоим полезным навыкам ( например обращению с лошадьми. метанию ножей, бою на кулаках и палках, умению быстро убегать ), но вот элитарному дворянскому исскуству они его научить не могли, потому что сами им не владели. Находясь в услужении у кардинала Шарль-Сезар мог по-быстрому нахвататься кое-каких приёмов у гвардейцев, тем более,что ловкости и проворства у бывшего бродяги было поболее, чем у многих изнеженных сынков знати, но на систематические занятия вряд ли у него хватило времени и материальных возможностей. И вот мы имеем фехтовальщика с хорошей физической подготовкой, но с плохой фехтовальной техникой.
      Вот, может Дюма который прочитал мемуары Рошфора и воспользовался этим пробелом в его образовании.

      Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить





      Сообщение: 26
      Зарегистрирован: 01.11.11
      Репутация: 0
      ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.12 22:26. Заголовок: Так-то оно так, не с..


      Так-то оно так, не сомневаюсь в том, что во многом всё так и было, но, всё же, я предполагала, что в бытность свою пажом у Его Преосвященства Рошфор обучался искусству фехтования у профессионалов этого дела. Ришелье не мог не понимать, что со временем умение хорошо фехтовать станет залогом выживания для Рошфора, а потому, думаю, он и сам бы настоял на том, чтобы Рошфора обучили всем премудростям. Может быть, конечно, у него не было столько времени, как у других дворян, обучавшихся этому много лет, но, всё же, фехтовальной техникой он просто обязан был овладеть. Иначе, боюсь, он бы пал от чьей-нибудь руки гораздо раньше...

      Не существует пути к счастью: счастье - это и есть путь... Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить
      постоянный участник


      Сообщение: 124
      Зарегистрирован: 18.12.09
      Репутация: 2
      ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.12 01:03. Заголовок: Да, конечно, Рошфор ..


      Да, конечно, Рошфор умел фехтовать. С этим никто и не спорит. Вопрос в большей или меньшей классности этого умения, в отточенности каждого приёма, каждого движения, в богатстве арсенала боевых действий ( то есть как много приёмов умеет выполнять фехтовальщик). То есть при встрече со среднестатестическим французким дворянином, Рошфр показался бы асом. А вот с признаными мастерами клинка, которые тренировались ежедневно?

       цитата:
      Ришелье не мог не понимать, что со временем умение хорошо фехтовать станет залогом выживания для Рошфора, а потому, думаю, он и сам бы настоял на том, чтобы Рошфора обучили всем премудростям.


      Более того, маленькому дикарю пришлось экстерном давать более-менее приличествующее дворянину образование, всё таки в парижском высшем обществе на одном жизненном опыте и природном таланте далеко не уедешь. и фехтование в том числе. Думаю, Шарль как раз фехтованию учился с особым рвением, он ведь военным хотел быть. Но ведь не в академию Плювенвиля кардинал его определил. Всё же, скорее всего фехтованию Рошфора учили офицеры гвардейцев. Пришло на ум: "
      - Шарль-Сезар, ты 200 латинских слов сегодня выучил?
      - Нет, монсеньор, я отрабатывал выпад из терции с двумя переводами на фехтовальном чучеле.
      - Бездельник! Пока не выучишь, что тебе велено, никакого фехтования!

      Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить





      Сообщение: 27
      Зарегистрирован: 01.11.11
      Репутация: 0
      ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.12 19:32. Заголовок: :sm15: Боже, какая..


      Боже, какая прелесть! А если бы и к вечеру не выучил, оставили бы без сладкого... Бедняжечка... Нельзя так с детями, особенно с такими несчастными... Хочет дитятко фехтовать - пусть фехтует, а уж без латыни и танцев как-нибудь прожил бы, я думаю Хотя Ришелье, конечно, мог считать, что латынь - это святое, а шпагой махать - это так, бонус к фундаментальному дворянскому образованию)))

      Не существует пути к счастью: счастье - это и есть путь... Спасибо: 0 
      ПрофильЦитата Ответить
      постоянный участник


      Сообщение: 125
      Зарегистрирован: 18.12.09
      Репутация: 2
      ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.12 01:53. Заголовок: Бедняжечка... Нельз..



       цитата:
      Бедняжечка... Нельзя так с детями, особенно с такими несчастными...


      Я думаю, что именно из-за этого своего несчастья, из за того что его оттолкнула родная семья Рошфор особенно старался понравиться кардиналу. Что бы его хоть кто то любил. Хоть немножечко. И больше всего на свете боялся, что кардинал в нём разочаруется. Так что, мне кажется, Шарль-Сезар готов был учить даже китайский с начертательной геометрией, только бы доказать, что Ришелье не напрасно им заинтересовался. Ешё одна сценка:
      " -Шарль-Сезар на тебя учитель танцев пожаловался. Кто тебе позволял перестраивать его лютню на манер андалузкой гитары?
      - Монсеньор, ну не нравится мне менуэт тацевать, он такой нудный! Да я умею танцевать. Я хорошо танцую фламенко, тарантеллу...
      - Хорошо что не военный танец канадских дикарей! Бросай ты свои цыганские повадки. Менуэт танцуют при всех европейских королевских дворах. Кстати, как будет на латыни "Закон суров, но это закон"?
      -Dura lex, sed lex... Монсеньор, а Вы знаете как будет "седло для охоты" на языке басков?
      - Да, и не смей даже близко подходить к конюшне. Немедленно берись за книгу.
      - Но я ведь хорошо работаю на конюшне. Я с лошадьми справляюсь лучше любого конюха.
      - О, тут с вами будет отдельный разговор. Скажите- ка, сударь, зачем это вы коня капитана де Кавуа приучили по звуку взводимого курка на землю ложиться? Он уже два дня через ворота проехать не может - они открываются с лязгом.
      - Монсеньор, это очень полезное умение для боевого коня. Вот едешь в разведку, а тут враги рядом. Что бы они разведчика не заметили можно вместе с конём на землю лечь. а когда они мимо прйдут, подняться и ускакать. Да конь по свисту условному поднимается. Я капитана потом свистеть правильно научу, если он меня контратаку с оппозицией научит делать.
      - Так, довольно. Пока что я запрещаю вам фехтование и верховую езду. И доколе не исправите все свои недочёты в учёбе, можете не показываться мне на глаза. Кстати, не пытайтесь разжалобить госпожу де Комбале, она уже просила, что б я вас не бранил. и совершенно напрасно. Можете идти.
      - Монсеньор, я всё выучу, правда! И латынь, и менуэт, и испанский придворный церемониал...
      - Ладно-ладно. Не забудь книги потом на свои места в библиотеке поставить. Ступай, мой мальчик, ступай."

      Спасибо: 1 
      ПрофильЦитата Ответить
      Ответов - 20 , стр: 1 2 All [только новые]
      Ответ:
      1 2 3 4 5 6 7 8 9
      большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

      показывать это сообщение только модераторам
      не делать ссылки активными
      Имя, пароль:      зарегистрироваться    
      Тему читают:
      - участник сейчас на форуме
      - участник вне форума
      Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
      Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
      аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



      Создай свой форум на сервисе Borda.ru
      Текстовая версия

      Готовые бесплатные дизайны, помощь с настройками и HTML, полезные статьи по дизайну и многое другое.

      Дизайн кнопок © Веб-студия "К-Дизайн"